Аритмии у детей pdf
Содержание
(PDF) Фармакотерапия нарушений ритма сердца у детей
Выявленная на ЭКГ во время приступа тахикардия с широким QRS-комплексом не всегда
позволяет определить, что это — ЖТ или СПТ с абберацией проведения или блокадой ножек
пучка Гиса. Если форма аритмии точно не установлена, лечение проводят как при ЖТ. Во всех
случаях противопоказаны антагонисты кальция. Препаратом первого ряда при купировании ЖТ
является лидокаин, который вводится в/в, медленно, на 5%-ном растворе глюкозы, в начальной
дозе 1,0 мг/кг в виде 1-2%-ного раствора. Если ритм не восстанавливается, можно через каждые 5-
10 мин дополнительно вводить препарат в половинной дозировке (до общей дозы не более 3
мг/кг). В качестве препаратов второго ряда при ЖТ можно использовать новокаинамид,
гилуритмал, кордарон или β-блокаторы (дозировки указаны выше). Средством выбора при
купировании приступа тахикардии «пируэт», характерной для больных с удлинением интервала
QT, является сульфат магния (введение 10%-ного раствора 25-50 мг/кг, максимум 2 г в течение 1-2
мин, при неэффективности — повторно через 5-10 мин).
Из брадиаритмий в экстренном лечении нуждаются симптомные брадикардии, асистолия или
электромеханическая диссоциация (наличие на ЭКГ синусовой брадикардии при отсутствии
пульсовой волны). Основные мероприятия при развитии асистолии у детей — введение
адреналина и атропина. При неэффективности небольших доз адреналина (0,01 мг/кг/ в/в) и
развитии остановки сердца вводят более высокие дозы (0,1-0,2 мг/кг в/в), которые можно
повторять каждые 3-5 мин, пока есть угроза рецидива аритмии. Как правило, атропин используется
в лечении брадиаритмий после адреналина. Доза для введения в/в — 0,02 мг/кг (максимальная
разовая 0,5 мг у детей младшего возраста и 1,0 мг у подростков), которую можно повторять
каждые 5 мин (до общей дозы 1,0 мг у детей младшего возраста и 2,0 мг у подростков).
Длительная фармакотерапия НРС у детей основана на коррекции интра- и экстракардиальных
механизмов их развития. В первом случае речь идет об использовании традиционных для
кардиологии ААП, непосредственно влияющих на электрофизиологический механизм запуска и
поддержания аритмии (так называемая симптоматическая терапия). Их применение достаточно
эффективно, однако при длительном лечении практически все они дают побочные эффекты и
обладают проаритмогенным действием. С учетом доказанного значения вегетативной и
центральной нервной системы в патогенезе развития НРС у детей — в схеме лечения
идиопатических аритмий в педиатрии значительная роль принадлежит препаратам,
нормализующим уровень кардиоцеребральных взаимодействий, что составляет основу так
называемой базисной антиаритмической терапии. В нее входят ноотропные,
мембраностабилизирующие и метаболические препараты. Ноотропы (пирацетам в дозе 0,2 мл три
раза в день; пиридитол 0,05-0,1 мл три раза в день; аминалон 0,5-1,0 мл три раза в день;
глютаминовая кислота от 0,1 до 1,0 мл три раза в день; фенибут 0,05 — 0,3 3 раза в день)
стимулируют синтез АТФ, обладают ваголитическим эффектом. Рекомендуемый курс лечения —
4-6 недель приема каждого препарата, при этом назначается одновременно не более двух
препаратов. Среди других лекарственных средств следует отметить карнитин хлорид, коэнзим Q,
милдронат. Как антиоксидантный препарат в лечении детей активно используется ксидифон. В
последние годы в комплексной терапии НРС нашли широкое применение препараты магния, в
частности магнерот. Соединение магния с оротовой кислотой суммирует их положительные
метаболические и антиаритмические эффекты. Рекомендуемые дозировки: Дети до 6 мес 40 мг в
сутки, 6 мес-1 год — 60-75 мг в сутки, 1-3 года-80 мг в сутки, 4-6 лет — 120 мг в сутки, 7-10 лет —
170 мг в сутки, 11-14 лет 270 мг в сутки, старше 15 лет 280-400 мг в сутки.
Назначается не более трех представителей разных групп одновременно.
При наличии органического поражения миокарда (кардиомиопатии, пороки сердца, кардиты и т. д.),
сохраняющейся более 6 мес. идиопатической аритмии на фоне базисной терапии, развитии
гемодинамических нарушений или аритмогенной симптоматики к лечению подключаются
классические ААП I-IV класса. К первому классу относятся ААП-блокирующие быстрые каналы
кардиомиоцита (калиевые — класс IA и натриевые IB и IC), ко второму — β-блокаторы, к третьему
— средства, увеличивающие продолжительность действия, и к четвертому — антагонисты ионов
кальция. Это деление достаточно условно, так как не учитывает многих электрофизиологических
свойств ААП и в него не вписывается ряд эффективных ААП, выделяемых дополнительно. Ниже
мы остановимся на основных ААП, используемых у детей.
Хинидин — наиболее давно используемый из ААП класса IA. Per os применяется в виде сульфата
или глюконата. При приеме глюконата пик концентрации наступает через 3-4 ч (прием три раза в
день), сульфата — через 1-2 ч. (прием четыре раза в день в дозе 30-60 мг/кг). Из побочных
кардиальных эффектов наиболее значимым является возможность развития брадиаритмий и
удлинения интервала QT. Возможны гастроэнтерологические или неврологические расстройства.
Практическое использование хинидина в педиатрии в настоящее время невелико, хотя он может
являться препаратом выбора при лечении мерцательной аритмии. Новокаинамид используется
Источник: https://www.researchgate.net/publication/279183450_Farmakoterapia_narusenij_ritma_serdca_u_detej
Книги по детской кардиологии бесплатно. Скачать книги по детской кардиологии бесплатно
Echocardiographic Anatomy in the Fetus Chiappa E., Cook A.C., Botta G., Silverman N.H..rar – Получить книгу по медицине
Анализ электрокардиограмм в популяционных исследованиях у детей Школьникова М.А..rar – Получить книгу по медицине
Аритмии у детей. Атлас электрокардиограмм Школьникова М.А..rar – Получить книгу по медицине
Врожденные пороки сердца Белоконь Н.А., Подзолков В.П..rar – Получить книгу по медицине
Детская кардиология автор неизвестен.rar – Получить книгу по медицине
Детская кардиология и ревматология Беляева Л.М..rar – Получить книгу по медицине
Диагностика, лечение и профилактика артериальной гипертензии у детей и подростков Александров А.А., Кисляк О.А., Леонтьева И.В..rar – Получить книгу по медицине
Диспансерное наблюдение детей с врожденными пороками сердца и сосудов Медведева С.В., Заболотских Т.В..rar – Получить книгу по медицине
Диспаснсерное обследование детей лиц, преждевременно заболевших коронарной болезнью сердца М.В.Коннов Н.А.Грацианский.rar – Получить книгу по медицине
Запальні та незапальні захворювання серця у дітей А.Я.Кузьменко.rar – Получить книгу по медицине
Кардиология детского возраста Лашковская Т.А., Парамонова Н.С..rar – Получить книгу по медицине
Кардиология Парамонова Н.С., Лашковская Т.А..rar – Получить книгу по медицине
Клиническая характеристика, факторы риска инвалидизации и качество жизни детей с врожденными пороками сердца Нечаева А.А..rar – Получить книгу по медицине
Клинические рекомендации по ведению детей с врожденными пороками сердца Под ред. Л.А. Бокерия.rar – Получить книгу по медицине
Лекции по кардиологии детского возраста Леонтьева И.В..rar – Получить книгу по медицине
Методы обследования в детской кардиологии Рубан А.П..rar – Получить книгу по медицине
Миокардиодистрофия у детей и подростков Беляева Л.М., Колупаева Е.А., Хрусталева Е.К..rar – Получить книгу по медицине
Нарушение сердечного ритма в педиатрической практике Мищенко О.П..zip – Получить книгу по медицине
Нарушения сердечного ритма в педиатрической практике Мищенко О.П., Климова Н.В., Савченко Е.А., Данилова Н.Б., Медведева С.В.rar – Получить книгу по медицине
Неонатальная кардиология Прахов А.В..rar – Получить книгу по медицине
Неотложная помощь новорожденным с врожденными пороками сердца Шарыкин А.С..rar – Получить книгу по медицине
Неревматические кардиты у детей Ивкина С.С., Зарянкина А.И..rar – Получить книгу по медицине
Острый коронарный синдром как педиатрическая проблема Сухарева Г.Э., Лагунова Н.В., Руденко Н.Н..rar – Получить книгу по медицине
Первичная артериальная гипертензия у детей и подростков Приходько В.С..rar – Получить книгу по медицине
Перинатальная кардиология Шарыкин А.С..rar – Получить книгу по медицине
Пороки и малые аномалии сердца у детей и подростков Мутафьян О.А..rar – Получить книгу по медицине
Практическое руководство по детским болезням. Том 3. Кардиология и ревматология детского возраста Самсыгина Г.А., Щербакова М.Ю..rar – Получить книгу по медицине
Презентация – Вегетативные дисфункции у детей.rar – Получить книгу по медицине
Презентация – Врожденный порок сердца. Дефект межжелудочковой перегородки.rar – Получить книгу по медицине
Презентация – Нарушения ритма сердца и проводимости у детей.rar – Получить книгу по медицине
Презентация – Нарушения сердечного ритма и проводимости у детей Емельянчик Е.Ю., Кириллова Е.П..rar – Получить книгу по медицине
Презентация – Стеноз аортального клапана.rar – Получить книгу по медицине
Ранняя диагностика, консервативное лечение и диспансерное наблюдение при врожденных пороках сердца у детей Мурзабаева С.Ш..rar – Получить книгу по медицине
Рекомендации Ассоциации детских кардиологов России. Диагностика и лечение хронической сердечной недостаточности у детей и подростков.rar – Получить книгу по медицине
Рекомендации Ассоциации детских кардиологов России. Клиника, диагностика и лечение синдрома Кавасаки.rar – Получить книгу по медицине
Рекомендации РКО по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний в детском и подростковом возрасте.rar – Получить книгу по медицине
Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов Шлык Н.И..rar – Получить книгу по медицине
Сердце ребенка. Книга для родителей о врожденных пороках сердца Фальковский Г.Э. Крупянко С.М..rar – Получить книгу по медицине
Синдром и феномен короткого интервала PQ у детей Олейчук Е.Д..rar – Получить книгу по медицине
Синдром легочной гипертензии у детей (клиника, диагностика, лечение) Дергачев А.В., Троян В.В..rar – Получить книгу по медицине
Ситуационная задача – Дефект межпредсердной перегородки.rar – Получить книгу по медицине
Стан мікроелементного забезпечення при вегетативно-судинних дисфункціях у дітей Сміян О.І., Савельєва-Кулик Н.О..rar – Получить книгу по медицине
Тактика ведення дітей з порушенням ритму серця Доронін О.В..rar – Получить книгу по медицине
Тахикардии у детей первого года жизни Школьникова М.А., Кравцова Л.А., Березницкая В.В..rar – Получить книгу по медицине
Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма детей с учетом их конституциональных особенностей Цатурян Л.Д..rar – Получить книгу по медицине
Функциональные шумы в сердце у детей. Информационное письмо Заболотских Т.В..rar – Получить книгу по медицине
Источник: https://meduniver.com/Medical/Book/knigi_po_detskoi_kardiologii.html
Нарушения сердечного ритма в педиатрической практике Методическое пособие для врачей-педиатров
Министерствоздравоохранения и социального развитияРФ
Кафедрадетских болезней ФПК и ППС
СОДЕРЖАНИЕ стр.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………… КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ………………….. ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ НАРУШЕНИЙ РИТМА …………………………. ПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РИТМА ……………… НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИИ АВТОМАТИЗМА ……………………………………. Синусовая тахикардия …………………………………………………………… Синусовая брадикардия ………………………………………………………….. Синусовая аритмия ………………………………………………………………. Миграция водителя (источника) ритма ……………………………………….. Медленные (замещающие) выскальзывающие ритмы ………………………… НАРУШЕНИЕ ФУНКЦИИ ВОЗБУДИМОСТИ …………………………………… Экстрасистолия……………………………………………………………………. Пароксизмальная тахикардия ……………………………………………………. Непароксизмальная тахикардия (ускоренный эктопический ритм) ……..…… Мерцательная аритмия (трепетание и мерцание предсердий) ………………… Трепетание предсердий …………………………………………………………… Мерцание предсердий ……………………………………………………………. НАРУШЕНИЕ ФУНКЦИИ ПРОВОДИМОСТИ (БЛОКАДЫ СЕРДЦА) ……….. Синоатриальная блокада ………………………………………………………… Атриовентрикулярная блокада …………………………………………………… СИНДРОМЫ, ПРОТЕКАЮЩИЕ С РАЗЛИЧНЫМИ АРИТМИЯМИ …………. Синдром Вольфа – Паркинсона – Уайта (синдром WPW) …………………… Синдром слабости синусового узла (СССУ) …………………………………… Синдром удлиненного интервала QT …………………………………………… ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА СИНКОПАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ ……………………………………………………………………………. Список использованной литературы ………………………………… СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ …………………………………………………………. | 3 5 6 9 13 13 14 14 15 15 16 16 21 24 28 28 28 30 30 30 34 34 37 40 45 47 48 |
Введение
Аритмиями(нарушениями ритма сердца) называютлюбой сердечный ритм, отличающийся отнормального частотой, регулярностью,расстройством проведения импульса ипоследовательности активации предсердийи желудочков. Другими словами это любыенарушения ритмичной и последовательнойдеятельности сердца.
У детей встречаютсяте же многочисленные нарушения ритмасердца, что и у взрослых. Однако причиныих возникновения, течение, прогноз итерапия у детей имеют ряд особенностей.Одни аритмии проявляются яркой клиническойи аускультативной картиной, другиепротекают скрыто и видны только на ЭКГ.
В структуре детскойкардиологической заболеваемости ипричин летальности нарушения ритмасердца (НРС) занимают ведущее место(60-70%).
Достоверные сведения ораспространенности НРС у детейотсутствуют, их статистический анализзатруднен, так как часто у абсолютноздоровых детей бывают эпизоды тахи- ибрадикардии, миграции водителя ритмаи единичные экстрасистолы. По даннымМ.А.
Школьниковой (1999), у здоровых учащихсянаиболее часто встречаются: миграцияводителя ритма (13,5%), брадикардия (3,5%),ускоренный предсердный ритм (2,7%),экстрасистолия (1,9%), феномен WPW(0,5%), АВБ I степени (0,5%) и удлинениеинтервала QT(0,3%).
Периодами наибольшегориска развития аритмий у детей являются:период новорожденности; возраст 4-5 лет;7-8 лет; 12-13 лет. Согласно этому, целесообразнов рамках регулярной диспансеризациипредусматривать обязательныйэлектрокардиографический скрининг удетей данных возрастных групп.
А приналичии даже минимальных кардиогенныхжалоб, помимо стандартных методовобследования, назначать холтеровскоемониторирование, лекарственные инагрузочные тесты, КИГ, нейрофизиологическоеобследование и генеалогический анализфакторов риска.
Кроме этого следуетпомнить, что в отличие от взрослых, удетей нарушение ритма нередко протекаетбессимптомно и зачастую самочувствиеребенка в течение длительного временине страдает, что в значительной мерезатрудняет раннюю диагностику этойпатологии и не позволяет точно установитьдлительность существования аритмии ивозраст ребенка к началу заболевания.А в отсутствии своевременной и адекватнойтерапии за 4-6 лет большинство аритмийпрогрессируют, при этом формируютсястойкие и необратимые нарушения функциимиокарда, требующие хирургическоголечения. При этом более 85% детей могутбыть излечены с помощью методовмедикаментозной терапии при своевременноначатом лечении. Всегда нужно помнить,что существует тесная связь аритмий свнезапной сердечной смертью, частотакоторой среди детей и лиц молодоговозраста достаточно высока (0,6% умершихв возрасте от 3 до 13 лет, 2,3% среди умершихв возрасте до 22 лет). В ряде случаев,например при синдроме удлиненногоинтервала QT,неосведомленность врача и родителей осуществовании аритмии приводит ктрагическим последствиям: первая иединственная в жизни синкопальная атакаможет закончиться внезапной смертьюребенка.
Помимо самостоятельногозначения, сердечные аритмии могутосложнять течение других заболеванийкардиогенной и некардиогенной природы,принимая характер ведущего симптома.
В детском возрастецелесообразно выделить пять наиболеераспространенных нарушений ритма: 1.Суправентрикулярные тахиаритмии.
2.Желудочковые тахиаритмии
3.Синдром слабости синусового узла (СССУ).
4.Суправентрикулярная экстрасистолия.
5.Желудочковая экстрасистолия.
К жизнеугрожающимаритмиям у детей относят:
1. Синдром удлиненногоинтервала QT(СУИ QT);
2. СССУ (IIIи IVварианты);
3. Пароксизмальныетахикардии;
4. Желудочковаяэкстрасистолия высоких градаций;
5. Блокады высокихградаций.
Основной механизмразвития внезапной сердечной смертиаритмогенный: в 80% случаев причинойявляется фибрилляция желудочков, чащевсего спровоцированная желудочковойтахикардией, реже – брадикардия илиасистолия.
Внезапная смерть среди лицмолодого возраста в 20% случаев наступаетво время занятий спортом, в 50% – приразличных обстоятельствах в периодбодрствования и около 30% приходится напериод сна (по данным М.А.
Школьниковой,2003г).
Источник: https://studfile.net/preview/1147087/